Готский Путь


Среда, 20.09.2017, 14:07
Приветствую Вас Гость |Главная | прошлое и настоящее | Регистрация | Вход


Меню сайта

Категории каталога
Религия [0]
Жизнь и Быт [1]
Тактика и Вооружение [0]
Общие сведения [28]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » История - Дакийцы » Общие сведения

От гето-даков до румын. Часть 3-я
Римская провинция Дакия

Дако-римская война завершилась летом 106 года, после чего римский император
Траян направляет свои усилия на организацию завоеванных территорий. Римская
провинция Дакия была образована посредством специального акта, который не
сохранился. Считается, что к 11 августа 106 года провинция была образована (этим
временем датируется военный диплом, обнаруженный в Поролисуме).

Начинается важный этап в процессе этногенеза румын - процесс романизации.

ГРАНИЦЫ провинции Дакии, нестабильные на первоначальном этапе, были окончательно
установлены к 119 году. Из античных источников сохранилась лишь информация двух
писателей IV века, Евтропия и Руфуса Фестуса, о границах провинции. Они
утверждают, что периметр провинции насчитывал 1 000 000 шагов (1 000 римских
миль, или 1479 км). Границы провинции Дакии могут быть точнее установлены по
крепостям, построенным вдоль римского лимеса. В провинцию Дакию входили
Трансильвания, Банат и Олтения. Мунтения и юг Молдовы относились к провинции
Мезия. Центральная и северная части Молдовы, Марамуреш и Кришана остались
неоккупированными, но находились под беспрестанным наблюдением римлян.

Административная организация

Дакия была образована как единая административная единица. Вначале на монетах,
которые чеканились здесь, была выгравирована легенда "Dacia Capta", позже
замененная легендой "Dacia Augusti Provincia". Дакия была из категории имперских
провинций и управлялась непосредственно императором. Военная, административная и
юридическая власть в Дакии принадлежала представителю императора, избранному из
числа сенаторов. Первые три губернатора провинции были консульского ранга, то
есть они являлись бывшими консулами Рима. Управление Дакией представителями
высших структур государственной власти свидетельствует о том большом значении,
которое Рим придавал этим территориям и о серьезных намерениях превратить их в
прочный оплот романизации.

После смерти Траяна, в 117 году Дакию в течение года сотрясают восстания
коренных и набеги свободных дакийцев, роксоланов и язигов. Для лучшей
организации новый император Адриан разделяет провинцию на две части: Dacia
Superior (Верхняя, в которую входили Банат и Трансильвания) и Dacia Inferior (Нижняя,
которая охватывала Олтению). Были внесены изменения и в систему управления
провинцией. Верхняя Дакия управлялась легатом преторианского ранга, а Нижняя
Дакия - прокуратором. Новое разделение Дакии имело место в 158 году. На этот раз
она была разделена на три провинции: Dacia Porolissensis (в Банате), Dacia
Apulensis (в Трансильвании) и Dacia Malvenis (в Олтении). Самое большое значение
имела провинция Dacia Apulensis, которой управлял легат преторианского ранга, с
резиденцией в Апулуме. В 168 году здесь был утвержден совет трех Дакий (Daciarum
trium). Dacia Porolissensus и Dacia Malvenis со столицами в Поролисуме и Малве
управлялись прокураторами. Хотя они и обладали относительной автономией, однако
все же подчинялись губернатору Апулума. Такая административная организация
сохранялась до конца римского господства.

Военная организация

Находясь в окружении варварских племен, Дакия нуждалась в военной силе для
защиты. В провинции постоянно находилась 1/10 часть римской армии (около 40 000
солдат). Примерно каждый десятый житель Дакии был военным. Ядро армии составляли
легионы, пехотные части, в которые призывались только римляне. Легион насчитывал
до 6 000 пехотинцев и делился на 10 когорт (в когорте 5 центурий). На протяжении
всего периода римского присутствия в регионе здесь находился легион XIII Gemina.
В зависимости от военно-политической ситуации в разные времена тут были
дислоцированы и другие легионы: III Flavia felix (106-109), V Macedonica (168-271),
отряды легионов I Adiutrix, I Italica, IV Flavia и др.

Вспомогательных войск конницы и когорт было больше. Каждая такая единица
насчитывала от 500 до 1 000 человек, набранных из числа жителей провинции, не
имевших римского гражданства. Они были организованы по римскому принципу и
возглавлялись римлянами. Из письменных и археологических данных известно о свыше
60 таких частях, которые размещались в Дакии в разные времена. Дакийцы также
входили в римскую армию. Их присутствие засвидетельствовано от Месопотамии (конница
"voxillatio Dacorum parthica" до Британских островов (когорта Дакийцев).
Находясь в римской армии, эта категория дакийцев особенно быстро
романизировалась. Возвратившись на родину, они сами становятся фактором
романизации.

Помимо военных формирований, организованных по римскому принципу, в Дакии было и
множество нерегулярных формирований, куда входили жители приграничных территорий.
Они оплачивались римской администрацией и подчинялись римским офицерам, но
сохраняли свое вооружение и свою организацию.

Все эти войска играли важную роль в жизни римской провинции Дакия, являясь одним
из решающих факторов романизации гето-дакийцев.

Население провинции: колонисты и коренные жители. Романизация.

Первыми иностранцами, заселившими Дакию, были многочисленные войска. Затем идут
служащие административного и экономического аппарата, подготовившие почву для
переселения на новые завоеванные земли большого количества людей.

Римский историк Евтропий утверждает, что "Траян, после того как покорил Дакию,
привел сюда со всего римского мира множество людей для обработки земли и
заселения городов". Некоторые историки, ссылаясь на это утверждение, отстаивали
свои теории о якобы полном уничтожении местного населения и заселения провинции
колонистами. Но подобные теории опровергаются в результате археологических
раскопок, доказывающих непрерывное проживание наряду с римлянами и дакийцев.
Вначале коренное население враждебно относилось к завоевателям. Находясь под
суровым надзором армии, дакийцы не были расположены эксплуатировать
неисчерпаемые богатства своего края в пользу римлян. Учитывая сопротивление
дакийцев, стратегическое положение провинции и необходимость в извлечении
доходов от освоенных земель, римляне предпринимают официальную колонизацию края.
Первые колонисты основали колонию Улпиа Траяна Сармизегетуза - поселение
городского типа. Следующие колонисты уже обосновывались в сельской местности,
получив участок земли. В этническом плане колонисты были разными по
происхождению, но все они были носителями латинского языка и римской культуры.
Наряду с армией и колонистами, важным фактором в процессе романизации были
ветераны. Увольняясь после 20-25 лет военной службы, как легионеры, так и
остальные военные пользовались привилегиями, а последние получали и гражданство.
Большинство из них не возвращались на родину, а селились в Дакии, становясь в
основном землевладельцами.

Коренное население первоначально относилось к низшему сословию - производителям
материальных ценностей. Именно потому в письменных источниках о них очень редко
упоминается. Но археологические раскопки доказывают, что дакийцы все же
проживали в Дакии в период римской оккупации. Будучи вовлеченными в сферу
римской цивилизации путем этнокультурного симбиоза, они вместе с латинцами
положили начало романизированному населению. Романизированное население являлось
носителем римской материальной и духовной культуры. Всех объединил латинский
язык. В настоящее время известны 2628 латинских надписей из 246 областей Дакии.
Они являются неоспоримым свидетельством романизации Дакии. Процесс романизации
протекал по-разному, в зависимости от обстановки. Он происходил быстрее и
сильнее в городских поселениях. Городской образ жизни сыграл важную роль в
романизации коренного населения. Иногда же процесс этот длился в течение жизни
двух-трех поколений. Так, погребальная надпись, сделанная детьми по случаю
смерти отца, сообщает, что деда звали Комозус, отца Дайзус - оба имени дакийские,
у детей же, установивших на могиле камень, имена Юистус и Валенс. Медленнее
процесс романизации протекал в сельской местности. Эффективная романизация
дакийцев в сравнительно короткий срок объясняется рядом навязанных им факторов.
Следует отметить, что романизации было подвергнуто население, имевшее тесные
контакты с римлянами в течение более чем 100 лет до оккупации. Римский денарий
имел хождение в старой Дакии еще в годы правления Буребисты. Необходимо также
отметить, что процесс романизации не завершился в 271 г., то есть когда была
оставлена провинция Дакия. Он продолжался еще долгое время.

Экономическая и социальная жизнь

Римское господство в Дакии имеет двойной аспект. С одной стороны, оно было
установлено силой и сохранялось благодаря многочисленной армии. С другой - оно
не носило разрушительного характера. Напротив период римского господства являет
собой своеобразный прогресс с точки зрения эволюции общества в сравнении с
предыдущим периодом.

Официальная политика Рима способствовала экономическому развитию Дакии.
Основными отраслями ее экономики были земледелие и скотоводство. В течение
непродолжительного времени она стала основной житницей империи. Это явилось
возможным благодаря плодородию почвы, прогрессивным производительным силам и
формам собственности на землю. Все земли Дакии были объявлены собственностью
римского государства и разделены по усмотрению администрации. Большие территории
были превращены в имперские латифундии, которые предоставлялись в аренду
коренному населению или обрабатывались рабами. Ветераны армии и римские граждане
получили наделы на самых лучших землях. Значительная часть земли была оставлена
дакийцам, платившим различные налоги. Из зерновых в основном выращивали пшеницу.
Развивалось также скотоводство (в основном, выращивали коров и овец),
садоводство и виноградарство.

В горнодобывающей отрасли преобладает добыча золота. Золото добывали рабы и
свободные рабочие, в шахтах в западных горах, которые были собственностью
империи. Важную роль в экономике провинции играла и добыча железа, серебра,
свинца, меди. Добывалась также соль. Развиваются различные ремесла. Были
обнаружены остатки мастерских, где обрабатывались металлы, дерево, ткани, кожа и
др. В римских надписях упоминается о кузнецах, строителях и т.д.

Рост сельскохозяйственной и ремесленной продукции обусловил активный
товарооборот. В Дакию приходили купцы со всех концов империи. В свою очередь и
купцы Дакии продавали свой товар в других городах империи. Купцы и ремесленники
организовывались в профессиональные общества (колледжи), возглавляемые магистром.
В провинции существовала и банковская деятельность, представленная кредиторными
обществами и ростовщиками. Для поддержания торговли в Сармизегетузе чеканилась
римская бронзовая монета.

Развитию торговли способствовало наличие сети хороших дорог. Строились они
следующим образом: укладывался слой булыжника и слой щебня, которые покрывались
раствором. Затем сверху укладывались большие каменные плиты, хорошо связанные
между собой. Такие дороги сохранились до сих пор.

Дакия была провинцией с высоким уровнем урбанизации. Известно около 12 ее
городов. Почти все они были сооружены на месте старых крепостей. Застройка
городов Дакии соответствовала таковой в империи: мощеные дороги, канализация,
центральная площадь (форум), храмы, жилища, бани. Вблизи городов располагались
амфитеатры. Так, амфитеатр Сармизегетузы вмещал 12 000 зрителей. Вода
доставлялась в город по водопроводу, длина которого порой достигала 5 км.

Общество делилось на два больших класса: на рабов и рабовладельцев. Внутри
каждого класса существовала своя социальная дифференциация. Аристократия была
представлена ограниченным кругом людей. Большинство свободного населения
составляли римские граждане, пользовавшиеся множеством привилегий, и население,
не имевшее гражданских прав. В годы правления Каракаллы (211 - 217) был издан
эдикт, согласно которому римское гражданство получали все свободные жители
городов империи. Этот эдикт ускорил процесс романизации. Следующую ступень в
социальной структуре провинции занимали дедики. Это были земледельцы или
скотоводы с ограниченными правами, варвары из-за пределов провинции, прибывшие
добровольно или насильно переселенные в провинцию. Рабы находились в самых
тяжелых условиях. Большинство из них работало в шахтах или на полях, а некоторых
использовали в качестве прислуги. Труд рабов особенно использовался в городах и
на землях, что находились вблизи городов. В сельской местности преобладал труд
свободных производителей. Их число возросло к концу римского господства, когда
труд рабов становится нерентабельным.

Культура

Наряду с развитием экономики и социальной сферы в провинции развивалась и
культура. Все жители, независимо от этнического и социального происхождения,
говорили на латинском языке. Широко распространяется образование. Об этом
говорят и около 3 000 латинских надписей, из которых многие были предназначены
для повседневного обращения к ним. Некоторые из них были в стихах, что
свидетельствует об интересе жителей к литературе. Искусство, в основном, было
представлено скульптурой. По отдельным находкам в Сармизегетузе и Апулуме можно
говорить о мозаике. Живопись почти не известна, так как материал, на котором
писались картины, не сохранился. Искусству Дакии были присущи национальные
особенности и по своему содержанию оно тесно связано с искусством дунайских
провинций.

Уход из Дакии Римской администрации и армии

В 235 году был убит последний представитель династии Северов - Александр Север.
Это событие положило начало кризису Римской империи, известному под названием "военная
анархия". В течение 35 лет на римском престоле сменяются семь императоров,
каждый из которых свергал другого с помощью своих преданных легионов. Внутренние
волнения совпали с миграцией множества варварских племен, для которых римский
лимес уже не являлся преградой для агрессии.

Кризисная ситуация коснулась и Дакии, возможно даже в большей степени, так как
она являлась форпостом римской империи. Соотношение сил на Дунае изменилось не в
пользу провинции. Вторжения варваров становятся все чаще, приходит в упадок
экономика, перестает чеканиться монета.

В 270 году войска, среди которых были и легионы из Дакии и Мезии, возвели на
престол Аврелиана, которому удалось в результате ряда энергичных военных
действий восстановить единство империи. На границе Дакии он разбил готов и
свободных дакийцев, за что получил титул Dacicus Maximus и Goticus Maximus. В то
же время он понимал, что силы империи уже не те, что прежде, и что не римляне
сдерживают через Дакию варваров, а наоборот, варвары держат в клещах Дакию.
Возникла дилемма: ценою больших жертв сохранить Дакию или покинуть ее, установив
границу на Дунае и тем самым преградить путь варварам. Он выбрал последнее.

В 271 году Аврелиан приказал римской администрации и легионам отступить к югу от
Дуная. Римляне покидали Дакию поэтапно, в течение 4 лет. Из провинции ушли и те
римские граждане, чьи интересы были тесно связаны с интересами империи. На месте
же осталось многочисленное романизированное население, в основном земледельцы -
родоначальники румынского народа.

Свободные Гето-Дакийцы

После победы над дакийцами Траян намеревался присоединить к Дакии все территории,
расположенные к северу от Дуная, и в первую очередь Мунтению и южную Молдову.
Стратегическое значение этих территорий состояло в том, что они должны были
обеспечить связь между Нижней Мезией и Дакией. В первые же годы после завоевания
здесь были сооружены крепости (Барбошь, Мэлэешть и др.), в которых размещались
войска провинции Нижняя Мезия. Крепости были связаны множеством дорог,
обеспечивавших связь между провинциями Дакия и Мезия. Но процесс введения
провинциального правления в Мунтении и южной Молдове прервался со смертью Траяна.
Следующий римский император Адриан направляет свои усилия на консолидацию
провинциальных земель, отказываясь от планов включения Мунтении и южной Молдовы
в административную систему империи и их колонизации. Там проживали геты,
платившие дань империи. Купцы, войска и служащие находились постоянно на этих
территориях. Войска охраняли важнейшие дороги. Связи с представителями римской
цивилизации и влияние Дакии привели к романизации и гето-дакийцев Мунтении и
южной Молдовы.

ДНЕСТРОВСКО-КАРПАТСКИЕ ЗЕМЛИ в это время были заселены свободными гето-дакийцами.
В бассейне реки Тирас (Днестр) проживали тирагеты, восточные кробиды, в Нижнем
Подунавье - геты, бесы и трибалы, в центральных районах Пруто-Карпатских земель
- карпы, а севернее их - костобоки. Северные районы Трансильвании, которые не
относились к провинции, были заселены свободными дакийцами. Как и в былые
времена, их основным занятием оставалось земледелие и скотоводство. Но
развивались и ремесла (гончарство, ткачество и др.). Они также занимались охотой,
собирательством, пчеловодством и рыболовством. В социальном отношении они
находились на стадии разложения родовых отношений. Во времена военной демократии
они образовывали союзы племен. На этой территории, по сведениям античных авторов,
проживали также роксоланы, сарматы, аориски и др. Но в сравнении с коренным
населением они составляли незначительную часть.

Отношения между Римской империей и свободными гето-даками в различные времена
были разными. В 117 году, после смерти Траяна, и в 118 году имели место набеги
сарматов-роксоланов и свободных дакийцев на западные и восточные окраины
провинции Дакия. Набеги эти были поддержаны восстанием дакийцев провинции. В
Дакию прибывает сам Адриан для принятия мер по стабилизации ситуации. Такие же
походы были предприняты в 156 - 157 годы. В 167 году Дакию атаковали Костобоки.
Спустя три года они проникают в Нижнюю Мезию, а оттуда через Фракию и Македонию
доходят до Греции. Против них была послана специальная экспедиция, в результате
которой костобоки были побеждены, а их предводитель взят в плен. К концу
римского господства набеги свободных гето-дакийцев становятся чаще. В 232 - 250
годы карпы вместе с гетами совершают набеги на территории империи. Столкновение
свободных гето-дакийцев с римлянами носили временный характер, чаще всего
заканчиваясь победой римлян и установлением мира.

Для римлян территории свободных дакийцев служили рынками сбыта и источниками
сырья. "Варварам" разрешалось в определенные дни посещать провинциальные рынки.
О тесных экономических связях римлян со свободными гето-дакийцами
свидетельствуют обнаруженные на поселениях свободных гето-дакийцев римские
монеты.

Таким образом, на протяжении римского господства связи между провинциями и
населением близлежащих территорий обусловили процесс романизации. Среди
свободных дакийцев распространяется латинский язык и письменность, римская
культура. Но романизация населения этих территорий происходила медленнее,
продолжаясь и после ухода римлян.

Крещение Дако-Римлян

Христианство в Дакии

Миланский эдикт Константина Великого в 313 году утвердил христианство
официальной религией Римской империи. Дакия входила в состав Римской империи до
275 года и, естественно, христианство там официально не было введено. Но будучи
еще неофициальной религией, христианство распространилось во всем мире за
столетие до его признания. Несмотря на все гонения со стороны римских властей,
оно проникало во все центры Римской империи, в том числе и в Дакию. Среди
колонистов и римских солдат было много христиан. Так, V Македонский легион,
прежде чем быть переведенным в Дакию, был дислоцирован в Палестине, где без
сомнения подпал под влияние христианских общин.

Римляне вместе с языком, культурой и традициями принесли с собой и слово Христа.
Доказательством тому являются раскопки, в результате которых обнаружены
различные христианские символы, сделанные на камне, каменная плита с семью
монограммами Христа, сосуды, относящиеся к II - III вв., на которых
инкрустированы кресты. Но большинство населения продолжало поклоняться языческим
божествам. В основном, это было население сельской местности.

Распространение христианства среди дако-римлян

С уходом римской администрации и легионов у христиан Дакии не стало препятствия
в проповедовании и распространении своей религии. Распространение христианства
ускорилось после эдикта Константина (313 год). Следует отметить, что связи между
Римской империей и бывшей провинцией не прекратились с уходом администрации. На
правом берегу Дуная существовало множество христианских центров: Дорострорум,
Томис, Истрия и др. Из этих центров в Дакию приходит множество миссионеров,
распространявших новую религию среди дако-римлян Мунтении, Трансильвании и
Молдовы, а также и среди варваров, осевших на этих территориях. Письменные
источники донесли до нас их имена и деяния. Так, одним из них был Аудиас из
Месопотамии, который перешел на левый берег Дуная и пропагандировал христианство.
Другой - Савва Готический, принявший мученическую смерть. Он был утоплен вместе
с другими верующими в водах реки Бузэу, в апреле 372-го, во время гонений на
христиан, предпринятых царем готов Атанарихом. Но гонения Атанариха не в
состоянии были преградить путь христианству. Готы и большинство коренного
населения были крещены Улфилой, который перевел библию на готский язык.

Одним из активных миссионеров, боровшихся за распространение христианства среди
наших предков, был Ничета, епископ города Ремисиан, что на юге Дуная. Достаточно
образованный для своего времени, автор многих религиозных трактатов, Ничета на
протяжении почти полувека (367 - 414 гг.) занимался миссионерством среди дако-римлян.
Его по праву можно считать апостолом румын, тем более что по происхождению он
был дако-римлянином.

Распространение христианства на территории Дакии в IV - V вв. и существование
там христиан подтверждено многочисленными археологическими данными.

ЛАТИНСКАЯ СУТЬ ДАКО-РИМСКОГО ХРИСТИАНСТВА становится ясной из лингвистического
исследования основных религиозных терминов. Так, на румынском "бисерика"
происходит от слова "базилика" (храм), "думнезеу" от слов "Доминус Деу", "крэчун"
от слова "креатионем" (созидание) и др.

Итак, христианство было известно в Дакии еще со времен римского господства. Его
распространение среди романизированного населения левобережья Дуная происходит в
350 - 340 годы в результате миссионерства. В этой части Европы румыны - самые
древние христиане. Обращение в христианство совпадает с конечной фазой
этногенезиса румын и поэтому правомерно утверждать, что румыны родились
христианами. Все соседние народы - болгары, венгры, словаки, поляки, украинцы,
русские - были крещены намного позже.

Источник: http://Краткий курс лекций по истории румын

Категория: Общие сведения | Добавил: Jerula (03.05.2008)
Просмотров: 7249 | Рейтинг: 4.5/33 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Наши Друзья
Клуб «LEGIO V Macedonica»
Клуб «Чёрный Ворон»
Клуб «УЛЬВГАРД»
Клуб «Legio XI Claudia Pia Fidelis»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


получи доход от своего сайта $$$ для web-мастера $$$ заработок в интернет

За представленную на сайте информацию администрация сайта, а так же руководство клуба ответственности не несет


сайт создали: Valaris и Braderix вожди "Готского Пути"
Copyright MyCorp © 2017