Готский Путь


Суббота, 25.11.2017, 10:49
Приветствую Вас Гость |Главная | прошлое и настоящее | Регистрация | Вход


Меню сайта

Категории каталога
Религия [0]
Жизнь и Быт [1]
Тактика и Вооружение [0]
Общие сведения [28]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » История - Дакийцы » Общие сведения

Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана. ГЛАВА 2. ЗАЛМОКСИС. Часть 4: ЗАЛМОКСИС И ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ
Если обратиться к самой версии Геродота вне проблемы ее происхождения и
истинности, то Залмоксиса можно представить как: а) д а й  м о н а или т е о
с  а,  несущего  откровение  эсхатологического  толка  и  основавшего  культ
инициации,  которая  определяет  условия  существования  после  смерти;   б)
Залмоксис  -  не  сверхъестественное существо  космического типа,  с  самого
начала  традиции находящееся по ту сторону, подобно другим фракийским богам,
упоминаемым  Геродотом   (Аресу,  Дионису,  Артемис  или   Гере);  Залмоксис
возникает в  определенной религиозной  истории,  существовавшей  до него,  и
знаменует собой новую эпоху эсхатологического типа; в) "откровение", которое
он  несет  гетам,  реализуется в хорошо  известном  ритуально-мифологическом
сценарии  "смерти'' (оккультации) и "возвращения на землю"  (эпифании). Этот
сценарий   часто   служил  поводом   для  основания  новой  эры  или  нового
эсхатологического культа; г) основная идея послания Залмоксиса - жизнь после
смерти, бессмертие души;  д) поскольку возвращение Залмоксиса  на землю само
по себе не служит "доказательством"  бессмертия  души, этот  эпизод, видимо,
передаст неизвестный нам ритуал.
     Вера в бессмертие  души  не  переставала  волновать греков  в  5  веке.
Геродот  подобрал  для  гетов  самое красочное определение, когда назвал  их
теми, "кто верит в свое бессмертие" (getas tous athanatizontas), "потому что
согласно  их  вере они  не  умрут, а  отправятся  к  Залмоксису". В  диалоге
"Кармид", написанном вероятно через 30 лет после Геродота, Сократ повествует
о  встрече с  неким фракийцем, "одним из тех врачевателсй фракийского короля
Залмоксиса, о которых говорят, что они обладают даром наделять бессмертием".
В самом деле, глагол athanatizein означает не "верить  в свое бессмертие", а
"становиться бессмертным".  Смысл такого "обретения бессмертия" раскрывается
Геродотом: Залмоксис, принимая своих гостей ("первых  граждан"),  "учил, что
ни он, ни  его гости, ни их потомки не  умрут, а лишь попадут в  иное место,
где  будут  жить  вечно,  пользуясь всеми благами".  Однако  это  счастливое
существование не было обещано всем,  а  лишь  тем, кто проходил особый обряд
инициации, что роднило  культ  Залмоксиса  с  греческими  и эллинистическими
мистериями.  Гелланикос,  старший  современник  Геродота,   описывая  ритуал
Залмоксиса, справедливо его называет "teletai", подчеркивая его инициативный
характер.
     Гелланикос,   среди   прочего,  упоминает  теридов   и  пробидов,   два
соседствующих с гетами племени: они также верили, что не умрут, а отправятся
к  Залмоксису.  Однако пребывание рядом с богом  не считалось  обязательным,
потому как "умершие  могли вернуться  обратно". Вот почему на  поминках "они
радовались  мысли,  что  покойник  вернется".   Ради   этого  они  совершали
приношения и пировали.
     Сведения о  возвращении умерших есть и у Фотия,  Суида и Помпония Мела.
Последний  полагал,  что  у  фраков  было  три  представления   о  загробном
существовании  души:   первое   -  возвращение  умерших.   Согласно  второму
представлению, души хотя  и не возвращаются, однако не исчезают, а  начинают
иное   счастливое  существование.  Наконец,  третье  представление  ближе  к
философии  пессимизма,  чем к народной  эсхатологии:  души  умирают,  однако
смерть предпочтительней жизни.
     Те   немногочисленные   источники,  которыми  мы   располагаем,  помимо
Геродота, еще более усложняют проблему.  Попытаемся сперва понять, что могло
означать  "возвращение умерших",  о котором  сообщают Фотий, Суид и Помпоний
Мела.  Это утверждение  никоим образом  не  означает метемпсихоз, как иногда
предполагалось, хотя у Эврипида и существует высказывание, из которого можно
предположить о существовании веры  в переселение  душ  у  фракийцев.  Вполне
вероятно, что  более  поздние сообщения о "возвращении  умерших" появились в
результате ошибочной трактовки текстов Геродота: геты поверили в  бессмертие
души  после того, как  Залмоксис вновь появился спустя четыре года; из этого
геты сделали вывод, что после смерти они все отправятся к Залмоксису лишь на
некоторое  время,  а  затем  опять   вернутся  на  землю.  Другая  возможная
интерпретация - обряд  погребения, смысл которого - добиться  периодического
возвращения умерших.
     Подобные  обряды засвидетельствованы как в  регионе Средиземноморья,  в
Греции,  на Балканах, так и в  других местах  (у немцев, финно-угров и др.).
Указание на то, что териды и кробиды осуществляют жертвоприношения и пируют,
"чтобы заставить покойника вернуться",  напоминает  о многочисленных сходных
обычаях,  из  которых  самый  зрелищный засвидетельствован  у черемушей.  Не
исключено также,  что речь идет  о новых традициях, возникших под иранским и
германским влиянием, усилившимся в эпоху Децебала.
     Независимо от интерпретации, тема "возвращения умерших" не имеет ничего
общего с тем, что Геродот  сообщает об учении Залмоксиса, и с тем, что греки
узнали  в  5 веке о веровании  гетов.  Греков  интересовало  именно то,  что
Залмоксис   наделял   "бессмертием",   и  после   смерти  его  последователи
отправлялись на  встречу  с ним "туда, где им  предоставлялись  все  блага".
Геродот  не  говорит, что  душа отдельно от  тела  отправится  на встречу  с
Залмоксисом после смерти. Если бы историк вообще не добавил больше  ничего к
сведениям о культе Залмоксиса, то можно было бы предположить,  что речь идет
о  доктрине,  близкой  к  версии  Гомера:  бессмертие недоступно  людям;  тс
немногие  существа-небоги, которым удалось избежать смерти (Ахилл, Менелай и
др.), чудесным образом  перенеслись  в отдаленные, сказочные места  (Острова
Счастливцев),  где  они  продолжали жить,  то  есть  радоваться воплощенному
существованию. То  же можно  было  сказать  и  о  посвященных  Залмоксисом в
teletai:  они не умирали,  их душа не отделялась от  тела,  а встречались  с
Залмоксисом в некоем райском краю.
     Дело, однако, в том, что Геродот  сообщает  также и  о непосредственном
содержании  ритуала  встречи  с  Залмоксисом:  раз  в  четыре  года  к  нему
направляли  посланника. Избранников судьбы  подбрасывали в  воздух  и  затем
пронзали копьями.  Из этого  следует, что к Залмоксису отправлялись все-таки
души  посланников.  Отвлечемся  на миг от  того,  как  связана эта  кровавая
человеческая  жертва  с  религиозной  инициацией, наделяющей  "бессмертием".
Важно, что для гетов, как и для посвящаемых  в Елевсинские  мистерии или для
орфиков,  дальнейшее счастливое существование наступало после смерти: только
душа, - духовное начало, - встречалась с Залмоксисом.
     Именно  эта  автономия души, наряду  с  определенным сверхъестественным
экстатическим   состоянием,  каталептическим   трансом,  признанным  служить
доказательством переселения  души, а значит, и ее "бессмертия", и вызывали у
греков  удивление  и  восхищение. Культ  Залмоксиса  тесно  связан с  данной
практикой, поэтому мы
     подробнее остановимся на подвергнутой  сильной  историзации  мифологии,
связанной с экстазом, смертью и путешествием душ.
Категория: Общие сведения | Добавил: Jerula (19.03.2009)
Просмотров: 403 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Наши Друзья
Клуб «LEGIO V Macedonica»
Клуб «Чёрный Ворон»
Клуб «УЛЬВГАРД»
Клуб «Legio XI Claudia Pia Fidelis»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


получи доход от своего сайта $$$ для web-мастера $$$ заработок в интернет

За представленную на сайте информацию администрация сайта, а так же руководство клуба ответственности не несет


сайт создали: Valaris и Braderix вожди "Готского Пути"
Copyright MyCorp © 2017