Готский Путь


Понедельник, 25.09.2017, 16:25
Приветствую Вас Гость |Главная | прошлое и настоящее | Регистрация | Вход


Меню сайта

Категории каталога
Религия [0]
Жизнь и Быт [1]
Тактика и Вооружение [0]
Общие сведения [28]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » История - Дакийцы » Общие сведения

Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана. ГЛАВА 2. ЗАЛМОКСИС. Часть 9: ЭТИМОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Интерпретация  Залмоксиса  как  хтонического  божества  большей  частью
обязана  "подземному  жилищу", в котором он укрывался, а  затем явился гетам
уже после смерти. Однако  даже этимология его  имени, кажется,  подтверждает
его хтоническую  природу.  В  самом деле,  в античности был известен  помимо
формы Залмоксис (Геродот,  Платон, Диодор,  Апулей, Иордан, Порфирий и  др.)
также вариант Замолксис (Лукиан, Диоген Лаэртский и др.). Очевидно, что одна
из  форм  является  метатезой  другой.  Порфирий  пытался  объяснить вариант
"Залмоксис" как  производное  от  фракийского "zalmos", "кожа,  шкура",  что
соответствует преданию, но которому,  во  время рождения на  Залмоксиса была
наброшена медвежья  шкура.  Некоторые  авторы  (Роодс, Дойбнер,  Казаров) на
основании  этой  этимологии сделали  вывод,  что  Залмоксис  изначально  был
"Barengott" (Бог медведей - прим.пер.).
     Эта гипотеза недавно была подхвачена Рис  Карпентер, которая определила
место Залмоксиса среди "sleeping bears".
     Другая  интерпретация  этимологии  имени  Залмоксиса  восходит  к слову
"zamol", смысл  которого  определил уже М. Прэториус (1688 г.) -  "земля". В
1852  году  Клесс сравнил  Залмоксиса  с  литовским  богом  земли Замелуксом
(Зиямелуксом).
     Но  только  в  1935 году  П.  Кречмер провел  лингвистический  анализ и
доказал,  что  "Zemelo"  (встречающееся  в   надписях   на  греко-фригийских
надгробиях  в  Малой  Азии),  фракийское "Zemelen" (земля) и  Семела (богиня
Земли,  мать  Диониса)   восходят  к  единому  "g'hemel"  -  "земля,  почва,
принадлежащий  земле"  (ср.  авестийское  "zam",  земля,  литовское  "zeme",
латышское "zeme", древнепрусское "sama", "semme", древнеславянское "zemlja",
земля, страна.
     Кретчмер  интерпретирует окончание имени  (Zamol)  -xis, (которое также
встречается  в  именах царей  Липоксаис, Арпоксаис, Колаксаис)  как скифское
-xais, "господин", "принц", "царь".  Значение имени Zalmoxis, таким образом,
"царь, господин людей".
     Однако наложение скифской  темы на фракийскую основу вряд ли допустимо.
К  тому  же  справедливо отмечалось, что  имя  Залмоксис  не может  нести  в
окончании  радикальный  элемент  х(-а)  is, а  только дерривативный  суффикс
z-(x),  "смысл  которого  не  поддается уточнению".  Отвергая  интерпретацию
Кретчмера - "царь, господин", - Руссу не принимает также  и  гипотезу Рооде,
согласно которой изначально имя Залмоксиса означало "властелин мертвых". Для
специалиста-фраколога семантическое значение темы "zamol" может быть  только
"земля",  ."власть земли",  а  сам  Залмоксис  означает  лишь  "бог  земли",
воплощение источника жизни и материнской груди, к  которой возвращаются люди
после смерти.
     Независимо от нашего отношения  к этой этимологии,  остается  вопрос, в
какой мере она может объяснить значение этого бога. Ни один античный историк
не сообщает никаких  сведений о каких бы то  ни было хтонических церемониях,
связанных с Залмоксисом. Документы, которыми мы располагаем, свидетельствуют
о  роли Залмоксиса при обретении бессмертия души. Считалось, что посвященные
встретятся с Залмоксисом после смерти, однако и из этого не следует, что сам
Залмоксис  был властелином мертвых.  Исчезновение  Залмоксиса, его  "смерть"
равнозначна  нисхождению  в  ад  при  обряде  инициации.  В  соответствии  с
божественным примером "ритуальная смерть" служила цели обретения бессмертия.
     Впрочем,  все   вышесказанное   в   равной   степени   относится   и  к
греко-ориентальным  мистериям.  Их  возможные  аграрно-хтоническис  корни не
объясняют,  однако,  саму структуру  инициации. Необходимо  четко  различать
божества  мистерий  и  божества  умерших.  Последние   властвуют  над  всеми
усопшими, тогда как божества мистерий  допускают к  себе  лишь  посвященных.
Кроме того, речь идет о двух различных эсхатологических географиях: лазурные
берега, ожидающие посвященных в мистерии, нельзя спутать  с подземным Аидом,
куда отправляются умершие.
Категория: Общие сведения | Добавил: Jerula (19.03.2009)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Наши Друзья
Клуб «LEGIO V Macedonica»
Клуб «Чёрный Ворон»
Клуб «УЛЬВГАРД»
Клуб «Legio XI Claudia Pia Fidelis»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


получи доход от своего сайта $$$ для web-мастера $$$ заработок в интернет

За представленную на сайте информацию администрация сайта, а так же руководство клуба ответственности не несет


сайт создали: Valaris и Braderix вожди "Готского Пути"
Copyright MyCorp © 2017