Готский Путь


Суббота, 22.07.2017, 15:33
Приветствую Вас Гость |Главная | прошлое и настоящее | Регистрация | Вход


Меню сайта

Категории каталога
Религия [0]
Жизнь и Быт [1]
Тактика и Вооружение [0]
Общие сведения [28]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » История - Дакийцы » Общие сведения

Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана. ГЛАВА 2. ЗАЛМОКСИС. Часть 17: МЕТАМОРФОЗЫ ЗАЛМОКСИСА
Конечно, судьба Залмоксиса  парадоксальна. Исчезнув при  дако-римлянах,
он  возродился  вдали  от  родины,  в  традициях готов  и, как  следствие, в
западноевропейской  историографии,  правда,  сильно  мифологизированной.  Он
возродился именно потому,  что по-своему символизировал  гений гето-даков. И
только  реконструировав  мифологическую   историю   гето-даков   в  сознании
западного  мира,  от  нашествия  варваров до конца Средневековья, мы  сумеем
понять,  почему  Альфонсо  эль  Сабио,  автор  "Cronica  Gcneral",  с  таким
воодушевлением писал о Zamolxen, Boruista и его советнике Dicineo.
     Для  начала попытаемся  восстановить образ  гето-даков,  утвердившийся,
начиная  с  Геродота  и  до  поздней  античности.  Эти варвары  прославились
благодаря  своим моральным  качествам и героизму,  благородству  и  простоте
образа  жизни.  С  другой  стороны,  особенно  из-за  смешения  со  скифами,
гето-даки   изображались    подлинными   дикарями:   бородатыми   (hirsuti),
нестрижеными (intonsi), одетыми в шкуры (pelliti) и т. д.
     Традиция  героизма  гето-даков  -  "самых  отважных  из  фракийцев", по
определению  Геродота,  -  просуществовала  еще  долго  после   исчезновения
дакийского  государства. Овидий упоминал "диких  гетов, не боявшихся  власти
Рима", и называл их "подлинным воплощением  Марса". Для Вергилия  край гетов
был "воинственной страной Резуса"; Марс  (Pater Gradivus) властвовал над  их
просторами. Вначале  II века новой эры Дион Кризостом еще повторял о  гетах,
что они "самые  воинственные из варваров". Лукиан утверждал, что всякий раз,
как  он обращал свой взор  на страну гетов, всегда заставал ее в войнах. В 5
веке  Сидоний   Аполлинарий   утверждал,   что  геты  (которых  он   называл
"фракийцами")  были  неуязвимы. Что же  до Иордана,  то он  разработал целую
мифологию об  исключительном героизме "своих предков":  геты (готы) победили
греков  в Троянской войне, а затем расправились  с Киром  и Дарием; так  что
700-тыс. армия Ксеркса не осмеливалась нападать на них. Исидор Севильский (7
в.),  который  также идентифицировал  гетов  с  готами,  писал  в  "Historia
Gothorum", что  даже  Рим, победитель всех народов, "страдал от ярма неволи,
навязанного ими".
     Разумеется, после того, как гетов идентифицировали  с амазонками, то их
ассимилировали и  с  гигантами.  Овидий сравнивает их с  потомками  гигантов
-лестригонами и циклопами.  Со своей  стороны,  христианские  писатели очень
быстро уподобили гето-даков Гогу  и Магогу. Часть  этой этнической мифологии
развилась в результате смешения  гетов с готами. Юлиан Апостат, кажется, был
первым,  кто употребил имя "геты"  в  качестве эквивалента "готов",  но  это
вовсе не означает, что он путал два народа, поскольку сообщал о победе гетов
над готами (впрочем, у него есть упоминание  и о даках). В 4 веке  Пруденций
усвоил  этот эквивалент,  который стал очень популярен, несмотря на то,  что
этническая специфика  гетов  не была позабыта. Однако  начиная  с  Клавдиона
(начало 5 века)  утвердилась традиция называть готов getae. Его современник,
Оросий, писал:  "те, кто сегодня готы, во  время оно  было гетами".  Клавдий
Рутилий
 
     Намациан,  Проспер  Аквитанский  и  многие другие писатели  приняли эту
контаминацию.  Кассиодор (487-583), главный источник Иордана, лишь продолжил
уже утвердившуюся  традицию. В свою очередь, Иордан  использовал имя  getae,
когда  говорил  о древней истории, и, за редкими исключениями,  применял имя
gothi, сообщая о более новых событиях.
     Героический  портрет готов,  в изображении  Иордана  и Исидора, который
позднее,  в Средние  Века, возродился в романах о Теодорике, сосуществовал с
другим  образом,  отрицательным,-  возникшим  в  результате  смешения  гетов
(-готов)  со  скифами.  Оба варианта  соседствуют  в  Средние  Века,  о  чем
свидетельствует  исчерпывающее  исследование  Джэйн  Лик.  Эпитеты-клише   -
"одетые в шкуры", "лохматые", "косматые" и т. п. - перешли от гетов и скифов
к   готам.   В  средневековой   географии,   германский  север   изображался
классическими авторами как Scythia  (Скифия), в  результате геты и их соседи
оказались  на севере. В "Космографии" Этик  Эстер переносит  на  север  даже
Черное море, Кавказ и Каспий. В начале Средних Веков термины Gothia  и Getia
применялись к Дании  и острову  Ютландия, а  на средневековых  картах  Дания
называлась  Дакией или Гоцией, потому что в Средние Века даки были синонимом
датчан.  Адам  из  Бремена смешивает готов,  гетов,  датчан и даков  и  даже
называет их всех гипербореями.
     Создавая  Хронику даков Нормандии, Гийом дс  Жюмиэж (II  в.) сообщает о
"Дакии,  которая сегодня называется Данией",  стране,  заселенной готами,  у
которых  было  "много  одаренных  королей,  познавших  науку,  замечательных
философов, особенно Зеута и Дихинеус, а  также Залмоксис и другие". Согласно
Александру Бусуйочану, в  Испании эта  традиция ассимилировалась и стала,  в
конце концов,  составной  частью национальной культуры. Исидор, сам готского
происхождения, основал иберийскую историографию на знаменитой  идентификации
готов с  гетами. Исидор, не знавший Иордана, прославлял Испанию и писал, что
в этой стране "расцвело доблестное плодородие гетского народа". И когда в 13
веке  Иордана стали читать в Испании,  "даки" вошли  в историю и генеалогию,
испанского  народа из "Historia Gothica" епископа Родриго  Хименес де Рада и
"Cronica General" короля Альфонсо де Сабио. То, что Альфонсо писал о предках
далекой Dacia или Gocia, о  Zamolxen, о котором  "историки  сообщают, что он
был чудесно сведущ в философии", о короле  Boruista и его советнике Dicineo,
все это непосредственно заимствовано у Иордана.
     Однако в данном случае речь не идет о простой компиляции. А. Бусуйочану
ярко продемонстрировал  роль  историзированной мифологии  в Реконкисте и,  в
целом, при формировании историографического сознания испанцев.
     Не случайно, имя  Траяна,  императора иберийского происхождения, совсем
не упоминается в "Cronica General" в главе, посвященной истории Дакии, тогда
как Дeцeбал  (Dorpanco) в  ней фигурирует. Траян упоминается  у  Альфонсо  в
главе,  посвященной  истории  Рима, где  есть  также  короткое  сообщение  о
завоевании Дакии.  Это  первое  упоминание  в  испанской  хронике о  Траяне,
завоевателе Дакии.
     Прямо противоположный  процесс произошел в  историографическом сознании
румын. В  самом  деле, в 16  веке  центральная тема румынской  историографии
одновременно  являлась   и  основным  поводом   для  национальной  гордости:
латинское происхождение. Рим и  идея латинизации  занимали центральное место
при формировании румынской культуры. Лишь в середине прошлого века даки были
"вновь обнаружены":  В своем смелом  исследовании Хашдеу задается  вопросом,
исчез ли этот  народ на самом деле. И только в 1920  году, в первую  очередь
благодаря Пырвану и его ученикам, протоистория и древняя история Дакии стала
изучаться  научно.  Очень  быстро  среди  писателей  и  любителей  развилось
течение,  которое, в своих самых  экстравагантных  проявлениях,  заслуживает
название "фракомания". Речь  идет  о "мятеже подлинных корней", под  которым
понимается восстание гето-дакского элемента против  латинских форм мышления,
введенных в эпоху формирования румынского народа.
     Переоценка  подлинных корней составляет довольно эмоциональную страницу
в истории современной румынской культуры, однако она выходит за рамки нашего
исследования. Достаточно напомнить, что Залмоксис сыграл главную роль в этом
возрождении  самого  отдаленного   прошлого  румынского  парода.   Залмоксис
предстает  в  виде пророка в  театральных  постановках;  в виде религиозного
реформатора, сравнимого  с  Заратустрой, в  различных  эссе и монографиях; в
виде   небесного  бога,  основавшего  гетский  "премонотеизм",  в  некоторых
историко-религиозных, теологических интерпретациях. Но везде Залмоксису дана
высокая  оценка,  поскольку   он  воплощает  религиозный  гений  дако-гетов,
представляет  духовность   "аутохтонов",  этих  почти  мифических   предков,
побежденных и ассимилированных римлянами.
     "Геты" сохранились в  мифологизированной историографии западных народов
благодаря смешению  с готами: они  стали мифологическими предками германских
народов, а  позднее  и  испанцев.  Что  же  до "королей и  их советников"  -
Залмоксисе  и  Дицинее  -  то их  вспоминали  на  Западе  прежде  всего  как
героев-просветителей   "гетов".    Сходный    процесс    произошел    и    в
историографическом сознании румын. Гето-даки были восстановлены в правах как
предки, в  большинстве случаев, как "мифологические предки", благодаря тому,
что  они  несут  в себе множество  параисторических  символов. Сам Залмоксис
пользуется  в  современной  румынской  культуре  первостепенным  религиозным
авторитетом, который был им утрачен в первые века нашей эры, когда его свели
к роли героя-просветителя. Однако очевидно, что и это  возрождение порождено
культурой и принадлежит истории идей современной Румынии.
 
     Перевод С. Голубицкого.
Категория: Общие сведения | Добавил: Jerula (19.03.2009)
Просмотров: 690 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Наши Друзья
Клуб «LEGIO V Macedonica»
Клуб «Чёрный Ворон»
Клуб «УЛЬВГАРД»
Клуб «Legio XI Claudia Pia Fidelis»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


получи доход от своего сайта $$$ для web-мастера $$$ заработок в интернет

За представленную на сайте информацию администрация сайта, а так же руководство клуба ответственности не несет


сайт создали: Valaris и Braderix вожди "Готского Пути"
Copyright MyCorp © 2017