В середине III в. в Крым переселяются готы.
«Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена
острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов
и других. Прародина готов находилась на территории современного
Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать
продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения
об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения
полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших
многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются
на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли
огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.
Граница между владениями готов и Римской империей проходила
по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку
и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных
войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах
выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для
спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать
все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности,
легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса. Таким образом,
позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены,
чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в
событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли
захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал
у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных
монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам
он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при
прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность
земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е.
в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.
Поздним скифам не удалось оказать готам достойного
сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или
захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские
города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий
ход царя Рескупорида IV (242/243 — 276/277 гг.), взявшего в соправители
Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен,
заключившего с боспорцами антиготский союз.
Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для
поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих
мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов
и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов
весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов
не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли
вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было
другого выхода — победить готов самостоятельно он не смог, а на
помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда
на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов
на римские провинции.
Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город
Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых
результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения,
вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили
Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли
южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход
в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции
Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В
268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией
различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье,
походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате
этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены
десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот
раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли
отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты.
Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76
— 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних
пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей.
В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским
варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне
получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском
полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский
гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились
в Северном Причерноморье и Крыму.
К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись
различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом
был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской
империи быстро распространялось христианство. Во время походов в
Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых
были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские
готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность
церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский,
знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный
округ — епархию. Первым епископом готов стал Унила.
Постепенно христианское вероучение распространилось
и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль
в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская
община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г.
в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов
был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель
боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной
религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях
царей и высших государственных чиновников.
В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными
трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась
язычниками. В христианство переходили в основном представители городской
верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от
покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г.
епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе
в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным
образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.).
Этот император стремился обратить в христианство все подвластное
ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять
в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором
в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского
вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым.
Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не
вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению,
ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли
в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых
христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны
и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память
о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города.
При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного
над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы,
входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в
конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской
администрации.
Во второй половине IV в. правитель остроготов Герма-нарих
объединил различные племена и основал обширное государство, получившее
название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные
племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе
и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень
недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение
в борьбе с пришедшими с востока гуннами.
Источник: http://www.tour-ethno.com/info/history/gottgunn.shtml |