Готский Путь


Понедельник, 29.04.2024, 12:21
Приветствую Вас Гость |Главная | прошлое и настоящее | Регистрация | Вход


Меню сайта

Категории каталога
Религия [0]
Жизнь и Быт [1]
Тактика и Вооружение [0]
Общие сведения [28]

Мини-чат
200

Главная » Статьи » История - Дакийцы » Общие сведения

Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана. ГЛАВА 2. ЗАЛМОКСИС. Часть 5: ЭКСТАЗ И ТАУМАТУРГИЯ
Страбон упоминает о Залмоксисе наряду  с Амфиарием, Трофонием, Орфеем и
Мусаем, знаменитыми своими мантическими  и  тауматургическими  действиями, а
также  богатым  экстатическим опытом.  Тебанский герой Амфиарий был поглощен
землей,  однако  по воле  Зевса обрел бессмертие. Трофоний  знаменит главным
образом   своим  оракулом  в  Лебадейе,  описание   которого  дал  Паусапий.
Экстатический, "шаманский" опыт  Орфея  хорошо известен: он спускался в  ад,
чтобы  вернуть  душу  Эвридики;  был целителем и  музыкантом,  очаровывал  и
укрощал  зверей;  его голова, отрезанная  бакантами  и брошенная  в  Хеброс,
доплыла до Лесбоса, напевая песни. Затем ее использовали как оракул, подобно
голове  Мимира  или  черепам  юкагирских  шаманов.  Мифический  певец  Мусай
упоминается в истории  Платона, где сообщается, что вместе со своим сыном он
был проведен Зевсом в Аид: там они увидели праведников, которые возлежали на
ложах, пировали и  пили вино  -  это  простонародное  изображение блаженства
Платон снабжает  ироничным  комментарием: "Выходит,  для  них не  существует
высшего вознаграждения для добродетели, чем вечное пьянство".
     Интересно,  что Пифагора - "прообраз"  Залмоксиса  - часто связывали  с
такими  личностями, как Аристей, Абарий, Эпименид, Формиоп, Эмпедокл. Мы еще
вернемся к  этим сопоставлениям, сейчас же напомним, что Рооде сравнил культ
Залмоксиса с культом Диониса, утверждая тем самым фракийский характер веры в
бессмертие.  Карл Мойли усмотрел в знаменитой  легенде  об Аристее и Абарисе
отражение  шаманской практики скифов,  населявших  северные  берега  Черного
моря.  Швейцарский исследователь  сопоставил  Залмоксиса  с Абарисом,  т. с.
шаманом  или мифологическим  образом шамана.  В. К. С.  Гатри и И.  Р. Доддс
продолжили  и развили  исследование Роодс  и  Мойли.  Гатри  идентифицировал
Залмоксиса с подлинным фракийским божеством, с brothergod'oм Дионисом. Доддс
пишет  об  Орфее,  как  о   "фракийском  персонаже,  подобном  Залмоксису  -
мифическому  шаману или прототипу  шамана". Наконец, совсем недавно, Вальтер
Буркерт систематизировал, с одной стороны, хронологию греческого  шаманизма,
и   с  другой,  дал  блестящий  анализ  традиции,  относящейся  к  Пифагору,
подчеркивая наличие в ней определенных шаманских черт.
     Итак,  древнегреческие  авторы,   равно   как  и   современные  ученые,
сопоставили Залмоксиса, с одной стороны, с Дионисом и Орфеем, а с  другой, -
с  мифическими или  сильно мифологизированными персонажами, обладавшими либо
шаманской техникой экстаза,  либо мантикой,  либо опытом  нисхождения в  ад-
"катабазисом". Проанализируем подробнее  богатую и  одновременно  запутанную
морфологию этих персонажей.
     Абарис,  родом  из  страны  гипербореев, первосвященник  Аполлона,  был
наделен  ракульскими  и  магическими  способностями  (например,  билокацией-
одновременным пребыванием в разных местах).
     Геродот  излагает суть легенды  об Аристее из Проконнеса  (крепость  на
острове в Мраморном море): Аристей рассказал в эпической поэме  о том,  как,
находясь  "под  властью Феба",  он отправился к  иссидонам, где  узнал об их
соседях,  аримаспах ("людях  с одним  глазом") и гипербореях.  Геродот также
сообщает, что однажды в Проконнесе Аристей зашел в лавку валяльщика шерсти и
внезапно   скончался.  Валяльщик  запер  лавку  и   побежал  сообщить  весть
родственникам.  Слух о  смерти  Аристея распространился уже по всему городу,
однако один  человек из Сизикоса  заявил, что  только что встретил Аристея и
"поговорил  с ним". И в самом  деле, когда  отперли лавку валяльщика, то "не
обнаружили  ни  живого,  ни  мертвого  Аристея". Спустя  семь  лет он  вновь
появился в Проконнесе,  а затем  опять исчез. Геродот сообщает также о  том,
что случилось  с метапонтийцами из Италии  "двести сорок  лет спустя,  после
второго исчезновения  Аристея".  Аристей явился к ним  и  призвал установить
алтарь в честь Аполлона, а рядом "возвести статую  Аристея из Проконнеса; он
также  сказал,  что  метапонтийицы - единственные италийцы, к которым явится
Аполлон, а он, Аристей, будет сопровождать бога в облике ворона. Сказав это,
Аристей исчез".
     Отметим ряд  чисто шаманских особенностей: экстаз, который принимают за
смерть, билокация, явление в образе ворона.
     Гермотим из  Клазомены,  которого некоторые авторы  считали  предыдущей
инкарнацией  Пифагора, обладал  способностью покидать свое  тело  на  долгие
годы. В продолжительном экстазе он  отправлялся к  дальние странствия  и  по
возвращении предсказывал будущее. Однажды, когда он лежал бездыханным, враги
сожгли его тело,  и душа никогда  больше не возвращалась.  Эпименид Критский
долгое время проспал в пещере  Зевса на горе Ида; он  постился  и пребывал в
продолжительных  экстатических  состояниях. Пещеру  он  покинул  обладателем
"великих   мудростей",   а  именно,   определенной  экстатической   техники.
Путешествуя  повсюду,- он  предсказывал  будущее,  разъяснял  скрытый  смысл
прошлого и очищал  города  от миазмов,  порожденных  преступлениями. Буркерт
упоминает,  среди прочего, и легенды о Формионе и Леониме. Формион исцелился
от раны  в  результате  экстатического путешествия  в некое чудесное  место,
принадлежащее  "мифологической  географии". Дельфийский  оракул  посоветовал
Леониму, также для исцеления от ран, отправиться на  "Белый остров" к Ахиллу
и  Аяксу.  Леоним добрался до "Белого острова",  позднее  локализованного  в
Черном  море,  однако  по своему  происхождению  идентичного "Белым  скалам"
потустороннего мира, и вернулся оттуда исцеленным. В обоих случаях речь идет
об   экстатическом   шаманском   путешествии,   которое   некоторые   авторы
(Тертуллиан, Гермий) считали путешествием во сне.
Категория: Общие сведения | Добавил: Jerula (19.03.2009)
Просмотров: 856 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Наши Друзья
Клуб «LEGIO V Macedonica»
Клуб «Чёрный Ворон»
Клуб «УЛЬВГАРД»
Клуб «Legio XI Claudia Pia Fidelis»

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


получи доход от своего сайта $$$ для web-мастера $$$ заработок в интернет

За представленную на сайте информацию администрация сайта, а так же руководство клуба ответственности не несет


сайт создали: Valaris и Braderix вожди "Готского Пути"
Copyright MyCorp © 2024