Мы располагаем лишь немногими свидетельствами о гето-дакских
священниках и целителях-магах, среди которых очень важное место занимает
сообщение Платона. В диалоге "Кармид" Сократ описывает свою встречу с одним
из знахарей "фракийского правителя Залмоксиса, владеющего мастерством
наделять бессмертием", и сообщает: "Этот фракийский врач поведал о том, чему
он научился от своего правителя, который был богом. Залмоксис, сообщил врач,
учит, что не следует лечить глаза, не вылечив голову, а голову - не обратив
внимание на тело, а тело - не оздоровив душу. Поэтому, заключил фракийский
лекарь, средство от многих болезней неведомо греческим целителям, поскольку
они не обращают внимание на организм в целом". За литературным клише
"мудрости варваров", превосходящих ученостью греков, скрывается доктрина,
аналогичная интерализму Гиппократа. Не будем забывать о том, что репутация
гето-дакских врачей была очень высокой и поддерживалась на протяжении веков.
Платон сообщает ряд ценных подробностей: так Залмоксис, придававший
особую важность "душе", был одновременно правителем, целителем и богом;
наличие функциональной зависимости между здоровьем, основанным на "тотальной
методике", при которой душа играет решающую роль, и обретением бессмертия. В
той мере, в какой эти сведения, при всей их неизбежной фабуляции, отражают
подлинную информацию о "мудрости гетов", они подтверждают и дополняют
свидетельство Геродота: а именно то, что Залмоксис был богом-целителем,
занятым в первую очередь душой человека и его судьбой.
Платон вводит новый элемент: Залмоксис одновременно бог и правитель.
Эта традиция засвидетельствована и в других фракийских регионах: Ресус,
правитель и священник, был почитаем как бог инициации в свои мистерии. Здесь
можно выделить три существенных момента в единой религиозной системе, чьи
корни, возможно, уходят в предысторию индоевропейцев: 1) идентификация,
уподобление или смешение бога, первосвященника и правителя; 2) тенденция к
"обожествлению" правителей; 3) важность первосвященника, чья власть, в
принципе, меньшая, чем у правителя, иногда оказывается доминирующей.
Классический пример первого элемента историко-религиозной системы гето-даков
дал нам Страбон. Что касается "обожествления" правителей, то это слишком
сложный феномен, чтобы его здесь рассматривать. Достаточно будет вспомнить о
некоторых кельтских параллелях. Согласно Тациту, Мариккус, правитель племени
Быков, был прозван "богом", так же как и Конхобар, правитель Ульстера,
носивший титул dia talmaide. Известны и другие кельтские правители, носившие
имена богов. Наконец, важность первосвященника и его политическая и
социальная значимость вообще характерны для фрако-фригийцсв и кельтов (друид
часто считался выше самого правителя). Впрочем, такое же положение было
засвидетельствовано и в древней Греции, определенно оно существовало и в
индоевропейской протоистории.