Трансформация Залмоксиса в героя-просветителя и философа результат
усилий иноземных авторов: у нас нет ни одного доказательства, что тот же
процесс произошел и у гето-даков. От Геродота и до Иордана, все, что нам
известно о Залмоксисе и религии даков, представляет собой информацию и
комментарии иноземных авторов. Пытаясь уловить за интерпретациями этих
писателей подлинный смысл религии Залмоксиса и направление се развития, мы
пришли к следующему выводу: мистериальный характер культа Залмоксиса и его
знаменитая доктрина бессмертия, произведшая столь глубокое впечатление на
греков, были дополнены глубоким интересом к медицине, астрономии, мистике и
"магии". Сходные процессы можно наблюдать и в других мистериальных религиях
в эпоху греко-восточного синкретизма.
Нам не известно, что случилось с Залмоксисом и его культом после того,
как Дакия стала римской провинцией (106 г. н. э.). Ясно лишь, что
романизация проходила быстрее и радикальней в городской среде. В городах
широко практиковалась перемена имен, интенсивно вводились синкретические
культы. Однако, как и повсюду в римских провинциях, аутохтонные религии
уцелели, более или менее претерпев изменения, в условиях не только
романизации, но и христианизации. У пас достаточно доказательств сохранения
у румын "языческого" наследия, то есть гето-дакского и дако-романского
происхождения, и у нас будет случай noговорить об этом в других главах
книги. На самом деле гето-дакских следов гораздо больше: достаточно
вспомнить культ мертвых и хтоническую мифологию, аграрные ритуалы, традиции
времен года, магические верования и т. п, которые, как известно, сохраняются
в слегка видоизмененной форме в различных религиях на протяжении
тысячелетий.
Примером такой устойчивости, заметной даже на лексическом уровне,
служит богиня Диана. Пырван предположил, что дако-романская Диана (Diana
Sancta, potentissima) - не что иное, как Артемида фракийцев. И хотя это
сравнение, несмотря на всю его вероятность, еще не доказано, тем не менее,
несомненно, что под римским именем Дианы скрывается в синкретизированном или
ином виде дакийская аутохтонная богиня. Культ этой богини сохранился и после
романизации Дакии, а имя Диана представлено в румынском словаре словом Zana.
Diana Sancta из Сармизегетузы превратилась в Sanziana (San/cta/Diana),
важный персонаж румынского фольклора. Религиозная и лингвистическая
стабильность была обеспечена в большой степени за счет того, что процесс
трансформации проходил в народной, то есть сельской (лесной и равнинной)
среде.
У нас нет оснований предполагать, что Замолксис претерпел сходное
изменение, поскольку с самою начала его культ был распространен среди
образованных людей в протоурбанистической среде. С другой стороны, трудно
предположить, что главный бог гето-даков, единственный, которым
заинтересовались греки, а позднее эллинистическая и римская элита,
упоминаемый писателями до самой поздней античности, полностью исчез и был
предан забвению после превращения Дакии н римскую провинцию. Может быть,
следует искать его среди романизированных и синкретизированных божеств?
Не будем забывать, что основные черты культа Залмоксиса носили
эсхатологический и мистериальный характер: по Геродоту, Залмоксис обладал
способностью наделять бессмертием с помощью инициации, которая предполагала
нисхождение в ад (оккультацию) и последующую эпифанию, ритуальную "смерть" и
"воскресение". Можно предположить, что верования, связанные с Залмоксисом и
его культом, были радикально преобразованы и впитаны христианством.
Маловероятно, чтобы религиозный комплекс, основанный на вере в бессмертие и
почитание мистериального посредника-бога, обошли своим вниманием
христианские миссионеры. Все аспекты религии Залмоксиса -эсхатология,
инициация, пифагорейство, аскетизм, мистериальная эрудиция (астрология,
терапия, теургия и т. п.) - способствовали сближению с христианством. Самое
лучшее и самое простое объяснение исчезновения Залмоксиса и его культа
следует искать в ранней христианизации Дакии (до 270 г. н. э.). К сожалению,
нам мало известно о самых ранних этапах становления христианства в Дакии, и,
как следствие, мы не знаем, удалось ли сохраниться в каких-либо новых формах
определенным аспектам религии Залмоксиса в раннехристианский период. Однако
бесполезно искать следы Залмоксиса в румынском фольклоре, поскольку его
культ не был характерен для сельской местности, и к тому же он почти целиком
влился в христианство, в отличие от других языческих верований.