Древние
германцы
Германия
занимала территорию между Рейном и Дунаем. На востоке она соседствовала
с сарматами, отделенными от нее "обоюдной боязнью и горами".
Все прочие ее части охватывал Океан. Германцы не были пришлым
народом, но исконными жителями этой страны, склонен предполагать
Тацит: кто захотел бы переселиться в страну со столь неприютной
землей и суровым небом? Описывая жизнь германцев в начале нашей
эры, Тацит особенно подчеркивает суровость их обычаев и крепость
тела, что должно было служить в качестве примера его соотечественникам.
Ту же черту подчеркивает у германцев Сенека, отмечающий их способность
легко переносить суровый климат, от которого они ничем себя не
защищают, будучи привычны к холоду и голоду.
Основу их хозяйства составляет выращивание хлеба и скота. Драгоценными
металлами - золотом и серебром - они не дорожат. Они предпочитают
обмениваться товарами, а ростовщичество и извлечение из него выгоды
им неизвестны. Все общественные дела рассматриваются в народном
собрании, в котором могут участвовать лишь те, кто носит оружие.
Право носить оружие предоставляет община.
Трудно встретить народ, замечает Сенека, столь воинственный и
вспыльчивый, как германцы, которые рождаются посреди войны и войною
живут, равнодушные любому другому занятию. Сражаются они при помощи
копья и щита. "Бросить щит - величайший позор. Подвергшемуся
такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействиях
и появляться в народном собрании. Многие, сохранив жизнь в войнах,
покончили со своим бесславием, накинув на себя петлю.
"Германские народы, - писал Монтескье, - были не менее, а
даже более, чем мы, щекотливы в вопросах чести. Так самые отдаленные
родственники принимали у них живейшее участие в делах по оскорблениям.
Понятие чести лежит в основе всех их кодексов. Боевой дух в них
поддерживает присутствие их жен и детей, судьба которых в случае
поражения плачевна. Вокруг вождя, который выбирается из наиболее
доблестных, собирается дружина. Между вождями идет соперничество:
каждый хочет, чтобы его дружина была самой многочисленной и самой
доблестной, ведь именно от этого зависит известность вождя. Вождь
не может допустить, чтобы его превзошли в храбрости. Дружинники,
хотя и соперничают между собой, сражаются, прежде всего, за вождя.
Выйти живым из боя, в котором пал вождь - бесчестье и позор на
всю жизнь. Вождя следует защищать и совершать доблестные деяния,
помышляя только о его славе"
Если мир продолжается слишком долго, знатные юноши отправляются
искать войну. Ведь в битве легче прославиться. К тому же, только
благодаря войне легче прославиться, только благодаря войне можно
содержать дружину и щедро, как надлежит, одарять дружинников.
По их представлениям, трудом добывать то, что может быть приобретено
кровью - леность и малодушие".
В перерывах между войнами германцы проводили время в праздности.
Беспробудно пить день ночь ни для кого не постыдно. Танцы среди
врытых в землю мечей и копий - одно из любимейших развлечений,
но особым успехом пользуется игра в кости. Проиграв все достояние,
германцы назначали ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший
добровольно отдавал себя в рабство: к этому побуждает их честь,
как они ее понимают. Впрочем, приобретенных таким образом рабов
старались сбыть, поскольку такой выигрыш не приносил почета. Вообще
рабы находились в подчинении только в том смысле, что должны были
отдавать определенную меру зерна, скота или одежды.
В то время как отличительной чертой спартанцев была стадность,
германцы, по утверждению Тацита, не терпели, чтобы их жилища примыкали
вплотную друг к другу. Селились они отдельно и каждый сам по себе,
где кому нравилось.
Эротическая жизнь германцев начиналась поздно, и браки у них строго
охранялись. Дети сестры играли в семье важную роль, хотя наследниками
могли быть лишь собственные дети. Жену (а германцам обычно хватало
одной) получали, делая подарки ее семье. Неверность жен наказывалась
мужьями чрезвычайно сурово. Обрезав изменнице волосы и раздев
донага, муж в присутствии родственников выбрасывал ее из своего
дома и, настегивая бичом, гнал по всей деревне. И сколь бы красивой,
молодой и богатой она ни была, ей было не найти больше нового
мужа. Ограничивать число детей или умерщвлять родившихся запрещалось.
Ведь престиж рос вместе с численностью родни.
Земельной собственности у германцев не было. Через год тот, кто
получал участок земли для обработки, должен был переходить на
другой, чтобы он не привязался к одному месту, не утратил мужества
и не потерял интереса к войне, променяв ее на занятия земледелием
и скотоводством. Германцы заботились о том, чтобы между ними не
было имущественных различий, ибо жадность к деньгам - источник
раздоров. Личность гостя у них неприкосновенна. Для него открыты
все дома, и с ним все делятся пищей.
В описании германцев у Тацита интересно, прежде всего, описание
повторяемости черт, характерных для воинов, выступающих в роли
правящей элиты. Например: презрение к любым занятиям, кроме военного
дела; связь между престижем и числом зависимых людей; обязательная
щедрость; верность вождям; элементы соперничества и стремление
к личной славе; праздность в период между войнами; долг гостеприимства
и обычай одаривать гостей, не ведя счета раздаваемым дарам и принимая
полученное, как должное.
Из подобного описания можно сделать вывод, что к германцам восходят
некоторые черты средневекового рыцаря.
Источник: http://www.scorps.ru/artic/artic_germanzi.htm |